Вопрос:
28.10.2019

Обязана ли организация принимать на работу инвалидов и предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов? Интересует ответственность за данное нарушение, а также если например организация заплатит штраф за непредставление рабочих мест по квоте будет ли уплата данного штрафа единичной или такой штраф нужно будет оплачивать работодателю постоянно за непредставление квотных мест для инвалидов?

Ответ:
28.10.2019

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов в том числе обязаны:

- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ);

- создавать для инвалидов условия труда в соответствии с выданной им ИПРА (ИПР) (п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ); 

- представлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ). Подробнее о представлении сведений в органы службы занятости см. п. 2.1 настоящего материала.

Кроме того, работодатели обязаны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Это следует из ч. 1 ст. 22 Закона N 181-ФЗ.

Минимальное количество таких рабочих мест определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации субъекта РФ в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Этот вывод можно сделать на основании ч. 2 ст. 22 Закона N 181-ФЗ.

 

Работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию, касающуюся труда инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, п. 11 Постановления Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области"):

- сведения, необходимые для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

- сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 

 

Последствия неисполнения работодателем обязанностей по обеспечению занятости инвалидов

 

За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

 

Основание для наказания

В отношении кого применяется

Размер наказания

Норма

Неисполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест

Должностное лицо

Штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Статья 5.42 КоАП РФ

Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты

Должностное лицо

Штраф от 5 000 до 10 000 руб.

 

Непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости

Должностное лицо

Штраф от 300 до 500 руб.

Статья 19.7 КоАП РФ

Юридическое лицо

Штраф от 3 000 до 5 000 руб.

 

 

 

Срок давности привлечения к ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ – 1 год со дня совершения правонарушения.

 

Срок давности привлечения к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ - 3 месяца со дня совершения правонарушения.

 

Понятие "длящееся правонарушение" не определено законодателем, однако оно сформировано судебной практикой. Конкретное понятие "длящееся административное правонарушение" раскрыто в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5), согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Признаки длящегося административного правонарушения, а точнее, его объективной стороны:

- длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом, иным нормативно-правовым актом, правовым актом ненормативного характера обязанностей;

- отсутствие установленного законом или иным правовым актом срока выполнения обязанности.

В п. 14 Постановления Пленума N 5 указано еще два момента в отношении длящегося административного правонарушения. Первый - обязанности (длительное невыполнение которых вменяется) могут быть возложены не только законом, но и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Второй - не установлен срок выполнения этих обязанностей. Невыполнение предусмотренной обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Так, например, не является длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (вопрос 9 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008). Не будет являться длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

 

Подробнее о длящемся правонарушении можно прочитать здесь: Статья: Длящееся административное правонарушение (Бортникова Н.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

 

Законное обоснование:

  1. Справочная информация: "Сроки давности привлечения к административной ответственности" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}

 

  1. Путеводитель по кадровым вопросам. Права инвалидов (квоты) {КонсультантПлюс}

 

  1. Обзор: "Штрафы за нарушение прав инвалидов планируют увеличить в несколько раз" (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

 

  1. Статья: Берем сотрудников с ограниченными возможностями (Кокурина М.А.) ("Главная книга", 2018, N 18) {КонсультантПлюс}

 

  1. Статья: Инвалиды. Взгляд снаружи и изнутри (Пластинина Н.) ("Трудовое право", 2013, N 10) {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Анна Марченко Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций