Вопрос:
30.10.2023

Согласно изменениям с 1 сентября по СИЗ изменились нормы моющих средств для сотрудников. Как мы их обязаны выдавать в граммах или миллилитрах? И в каком количестве? Если спец одежда получена до 1 сентября, списать мы ее должны по новым нормам или старым?

Ответ:
30.10.2023

Правовая формулировка вопроса: средства индивидуальной защиты, смывающие средства, списание

сообщаем следующее: 1. Как выдавать смывающие средства в граммах или миллилитрах? И в каком количестве? Смывающие средства выдаются в граммах, если смывающее средство твердое, например, мыло, в миллилитрах, если жидкое. Требования к выдаче дерматологических СИЗ и смывающих средств установлены в разд. VIII Правил обеспечения работников СИЗ, а так же в целях обеспечения работников смывающими средствами работодатели вправе продолжать использовать прежние Типовые нормы не позднее 31.12.2024 года.

2. Если спец одежда получена до 1 сентября, списать мы ее должны по новым нормам или старым? Списание средств индивидуальной защиты осуществляется по правилам бухгалтерского учета, на основании акта о списании, приказа работодателя, либо по результатам инвентаризации, в порядке утраты потребительских свойств, например, износа, сильного загрязнения, воздействия особых факторов (пожар, кислота и т.д.), какого-либо особого порядка их списания действующим законодательством (вступившим в силу 1 сентября 2023 года) не установлено.

Обоснование1: для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу работникам средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 3 ст. 214, ст. 221 Трудового кодекса РФ).

Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», вступившим в силу 01.09.2023 года установлено, что работодатель обязан, организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя, не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств. Запрет на повторное использование СИЗ пригодных к использованию, после стирки, химчистки, срок годности которых не истек, нормативно не установлен. Работник обязан вернуть работодателю СИЗ, утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные, а также СИЗ по истечении нормативных сроков их эксплуатации или сроков годности и в случае увольнения, за исключением СИЗ однократного применения и дерматологических СИЗ (п. п. 12, 71 Правил). Кроме того, в определенных случаях, в частности при выявлении фактов хищения или порчи имущества, в том числе СИЗ, должна проводиться инвентаризация, для чего, как правило, создается инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются в том числе бухгалтерские работники (п. 27 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. п. 15, 19 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», утв. Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н, п. п. 1.5, 2.2, 2.3 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания)). В эксплуатационной документации к СИЗ должны указываться комплектность, срок хранения или годности, гарантийный срок (для средств индивидуальной защиты, теряющих защитные свойства в процессе хранения и (или) эксплуатации), правила безопасного хранения, использования (эксплуатации и ухода), транспортировки и утилизации, а также при необходимости климатическое исполнение средств индивидуальной защиты и правила их дегазации, дезактивации, дезинфекции, а также способы подтверждения их защитных свойств (пп. 12 п. 4.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878).

Списание спецодежды может производиться, в частности, по следующим основаниям:

  • истечение нормативных сроков эксплуатации, непригодность спецодежды для дальнейшего использования;
  • выбытие вследствие аварий, пожаров и стихийных бедствий, а также других чрезвычайных ситуаций;
  • умышленная порча работником либо порча не по вине работника;
  • выявленная недостача или потеря спецодежды.

В части вопросов использования и списания спецодежды комиссией по списанию СИЗ (по охране труда) либо инвентаризационной комиссией, в частности, могут быть осуществлены (п. 3 ФСБУ 28/2023, п. п. 2.7, 3.2, 3.17 Методических указаний):

  • установление фактического наличия спецодежды;
  • непосредственный осмотр спецодежды, предъявленной к списанию, и установление ее непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности ее восстановления;
  • определение причин выхода из строя (нормальный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т.д.);
  • выявление лиц, по вине которых спецодежда преждевременно вышла из строя, внесение руководству организации предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством (возмещение реального ущерба);
  • составление акта на списание спецодежды и представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.

Если проводилась инвентаризация, то сведения о фактическом наличии спецодежды отражаются в инвентаризационных описях или актах инвентаризации, при этом на спецодежду, которая непригодна к эксплуатации, составляется отдельная опись или отдельный акт (п. 5 ФСБУ 28/2023, п. п. 2.5, 3.6, 3.25 Методических указаний).

Унифицированной формы акта на списание СИЗ нет, организация должна разработать ее самостоятельно с учетом реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Рекомендуемая форма акта о списании СИЗ утверждена Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 157 (Приложение 5 к СанПиН 2.2.8.46-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.10.2003).

В акте на списание СИЗ отражаются сведения о наименованиях спецодежды, подлежащей списанию, периоде ее эксплуатации, ее количестве, цене, сроке службы. Необходимо также указать причину списания спецодежды.

Если спецодежда в бухучете отнесена к основным средствам, то можно использовать унифицированные формы ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» или ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)» либо разработанные на их основе самостоятельные формы (ч. 2, 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

На основании вышеуказанных документов руководителем организации может быть издан приказ о списании СИЗ.

Что касается смывающих средств, то типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (далее соответственно - Типовые нормы, Стандарт). С учетом проведенной специальной оценки условий труда осуществляются подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств (п. 12 Стандарта). Выдавать смывающие средства нужно по Типовым нормам в зависимости от вида выполняемой работы и перечня производственных факторов на рабочем месте. Если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, смывающие и (или) обезвреживающие средства выдаются ему вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда (Письмо Минтруда России от 29.04.2016 N 15-2/ООГ-1698). Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем.

С 01.09.2023 вступают в силу Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н (далее - Правила обеспечения работников СИЗ), и Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 767н (далее - Приказ N 767н). В целях обеспечения работников смывающими средствами работодатели вправе продолжать использовать прежние Типовые нормы не позднее 31.12.2024 (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"). С 01.09.2023 возможно начать применять новые Единые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, а в обязательном порядке работодатель обязан их применять с 01.01.2025. Требования к выдаче дерматологических СИЗ и смывающих средств установлены в разд. VIII Правил обеспечения работников СИЗ, согласно которому жидкие смывающие средства выдаются в миллилитрах, твердые в граммах.

Законное обоснование:

Скачать pdf
Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций