Вопрос:
30.10.2024

Может ли муниципальное автономное учреждение списать чай, кофе, сахар, воду питьевую, воду карачинскую списать на нужды учреждения? Например, проводили собрание АУП с директором, или технологов с директором, бухгалтеров. Если да, то какими документами это подтвердить?

Ответ:
30.10.2024

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

На основании п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 N 17АП-4131/2024-АК по делу N А50-26221/2023 (Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2024 N Ф09-5492/24 оставлено без изменения) разъяснено, что организация Университетом кофе-брейка для обучающихся, а также обеспечение питьевого режима являются частью организационных моментов при проведении мероприятия – Всероссийского педагогического форума.

Таким образом, затраты на закупку услуг по организации кофе-брейка связаны с выполнением работ, направленных на проведение общественно-значимого мероприятия. Использование средств субсидии осуществлено правомерно как затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая изложенное, считаем, что бюджетное учреждение может направлять средства от приносящей доход деятельности на организацию питания участников совещаний, проводимых в учреждении, при одновременном соблюдении следующих условий:

– расходы на продукты питания (организацию питания) предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

– расходы на питание подтверждены первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть они должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

– программой (регламентом) совещания предусмотрена организация питания участников данного мероприятия (например, выделено время для обеденного перерыва или кофе-брейка).

Полагаем, что для списания расходов на питьевую воду (в том числе газированную) выполнение данного условия не является обязательным.

Для оплаты расходов, связанных с организацией питания участников совещаний за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на наш взгляд, дополнительно требуется выполнение следующих условий:

– совещание проводится по вопросам, связанным с выполнением муниципального задания (а не по вопросам, связанным, например, с привлечением клиентов в рамках приносящей доход деятельности);

– расходы на продукты питания (организацию питания) учитывались при расчете нормативных затрат на выполнение муниципального задания, принимаемых в расчет при определении величины субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

 

В соответствии с п. 64.71 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н (далее – Методические указания N 61н), акт о списании материальных запасов (ф. 0510460) применяется для оформления Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о списании (выбытии) материальных запасов, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах, в том числе при недостаче (хищении), порче, по истечении срока использования (носки), за исключением бланочной продукции строгой отчетности (учитываемой на балансовых и забалансовых счетах), материальных запасов при продаже (реализации), относимых к группам готовой продукции, в том числе биологической продукции и (или) товаров.

По нашему мнению, списание продуктов питания, потребляемых в ходе совещаний, осуществляется в общеустановленном порядке – по акту о списании материальных запасов (ф. 0510460, 0504230). Выбор документа для списания следует закрепить в рамках формирования учетной политики (разд. II Методических указаний N 61н, разд. 2 Методических указаний N 52н). Основанием для списания потребленных продуктов питания будет являться программа (регламент) совещания, а также протокол совещания (иной документ, оформляемый по результатам совещания и подтверждающий факт его проведения).

Законное обоснование:

  1. ГК РФ {КонсультантПлюс}

 

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О бухгалтерском учете" {КонсультантПлюс}

 

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.09.2024) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}

 

  1. Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н (ред. от 30.10.2023) "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" {КонсультантПлюс}

 

  1. Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н (ред. от 15.06.2020) "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" {КонсультантПлюс}

 

  1. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2024 N Ф09-5492/24 по делу N А50-26221/2023 Требование: О признании недействительными пунктов представления органа казначейства. Обстоятельства: При проверке выявлено нецелевое использование средств в виде оплаты из средств субсидии расходов на трудовые выплаты, невыполненных работ, указано на необходимость возврата средств, устранение причин и условий нарушений. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как часть оплаченных работ не выполнена, произведена неравноценная замена материалов, работникам произведены выплаты за поездки, не являющиеся командировкой, произведены компенсационные выплаты и оплата дополнительного отпуска, не установленные специальной оценкой условий труда. {КонсультантПлюс}

 

  1. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 N 17АП-4131/2024-АК по делу N А50-26221/2023 Требование: О признании недействительным представления контролирующего органа, которым предписано устранить выявленные нарушения расходования субсидии путем возврата средств в доход федерального бюджета. Решение: Требование удовлетворено в части. {КонсультантПлюс}

Скачать pdf
Эксперт Линии консультаций
Регламент линии консультаций